Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема определения функций госу¬дарства, их формы и содержания, а также классификации в настоящее время все еще является дискуссионной. В научной литерату¬ре можно найти несколько десятков опреде¬лений функций государства, причем некото¬рые из них отличаются настолько радикально, что возникает вопрос о целесообразности приведения понятия функции гос-ударства к единому знаменателю.
Знание функций государства позволяет достаточно точно и в полном объёме определить стоящие перед обществом проблемы, выявить социальное назначение государства, а так же знать возможные пути решения и совер-шенствования проблем, связанных с государством и обществом.
1.Понятие и сущность функций государства
1.1. Понятие и признаки функций государства
Государственность - это многоаспектные проявления государства, это различные грани в их развитии и функционировании, проявляющиеся во взаимодействии с различными экономическими, политическими, соци-альными явлениями. В юридической литературе государственность по-нимается как особая форма организации общества, включающая в себя все государственно-правовые явления, динамически развивающиеся во времени с присущими им особенностями и закономерностями, возника¬ющими под влиянием экономической, социальной, духовно-культурной и политической сфер общества. Одним из ключевых элементов государ¬ственности выступает государство.
Государство — это специфическая организация политической власти, суверенная и универсальная, призванная обеспечить нормальную жизнедея-тельность людей, обладающая территорией, аппаратом принуждения и взи-мающая налоги, для осуществления внутренних и внешних функций .
Исходя из общего определения государства, стоит выделить так назы-ваемые функции государства. Знание функций государства позволяет доста-точно точно и в полном объёме определить стоящие перед обществом про-блемы, выявить социальное назначение государства.
В функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед ним. Цель — это то, к чему стремится государство, а задачи — это проблемная ситуация с явно и заранее поставленной целью. Так же задачи являются предпосылками функций государства. К примеру, если целью яв-ляется построение правового государства, то одной из задач будет являться предоставление гражданам свободного доступа к источникам.
Современное государство характеризуется многообразием раз¬личных направ-лений его деятельности, реализации государственной по¬литики. Основные направле-ния деятельности государства в юридической литературе принято обозначать как функции государства. Учитывая много¬гранность и сложность понятия «функции госу-дарства», многообразие под¬ходов и позиций к определению данного понятия является оправданным.
При исследовании научной литературы можно выявить, что понятие «функции государства» либо ограничивают представлением об основных направлениях его дея-тельности по «управлению обществом», либо расширяют посредством включения в их содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов». Недостатками подобных определений является то, что в первом определе-нии не учитывается возможность и реальность государственного воздействия на обще-ственные отношения в связи с управлением и регулированием экономики, влиянием государства на международные политические, экономические и иные отношения. Во втором определении происходит смешение функций государства с функциями его ме-ханизма, часто определяемого в качестве аппарата государства, системы государ-ственных органов .
Задачи, которые решают государства при реализации функций, не могут быть одинаковыми для всех государств и государственных образований, т.к. зависят от множества факторов.
На стоящие перед государством цели и задачи, а, следовательно, и на некоторые функции государства влияют социально-классовая сущность, с идеологическая обу-словленность. Учитывая, что формирование функций государства происходит в про-цессе развития и укрепления государства, определенная последовательность их воз-никновения обусловливается очередностью задач, подлежащих решению государ-ством на определенном этапе его исторического развития, а также поставленными це-лями.
Данные цели и задачи зависят от многих условий, например, от уровня нрав-ственного и культурного развития общества, интересов и потребностей граждан, эко-номических возможностей государства и общества, развитости и профессионализма государственного аппарата и т.д.
В ходе исторического развития государства происходит изменение его функций (видоизменяются, появляются новые, исчезают ранее существовавшие). Однако, анали-зируя их, можно выявить их обусловленность экономической и социально-классовой структурой общества, характерной для конкретной исторической эпохи, а также сущ-ностью и социальным назначением государства. Поэтому рассмотрение и анализ функций государства необходимо производить с учетом принадлежности государства к определенному типу.
1.2. Классификация функций государства
Немаловажное значение имеет также вопрос о выделении конкретных функций государства, их классификации. Эти вопросы решаются неодно-значно в юридической науке.
В отечественной юридической науке в основу классификации государ-ственных функций традиционно было положено их разграничение на основ-ные и производные, внутренние и внешние функции. При этом основной особенностью обособления являлось прежде всего постоянство выделенных функций. Так, например, Н.В. Черноголовкин особо отмечал, что «задача теории функции социалистического государства - дать, по мере возможно-сти, именно исчерпывающий перечень основных внутренних и внешних функций» .
В настоящее время существует несколько иная классификация функций государства.
1. По сферам политической направленности - внутренние, представля-ющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни дан-ного общества, и внешние – деятельность за ее пределами, в которой прояв-ляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Поскольку внутренние и внешние функции любого государстве тесно связа-ны, и внешняя политика, определяющая линию поведения с другими госу-дарствами, во многом зависит от внутренних условий существования данно-го государства, то можно выделить категорию глобальных функций. Осо-бенность глобальных функций объясняется формированием единой цивили-зации, ростом экономической, политической и культурной интеграции, а также усилением взаимозависимости государств в вопросах обеспечения жизнеспособности человеческого общества в целом.
2. По сферам общественной жизни - экономические, социальные, поли-тические и осуществляемые в духовной сфере.
3. По принципу разделения властей - законодательные (правотворче-ские), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и ин-формационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Информационная функция характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации .
4. По времени действия - постоянные функции, осуществляемые государством на всех этапах его существования (политические, экономиче-ские и социальные), временные функции, появление которых вызвано особыми преходящими обстоятельствами: револю¬цией, войной, иной социальной ка-тастрофой. Например, социали¬стическое государство эпохи диктатуры про-летариата осуществляло функцию подавления свергнутых эксплуататорских классов и функцию контроля за мерой труда и потребления. В дальнейшем надобность в этих функциях отпала.
5. По объектам государственного воздействия – функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, регуля-тивно-управленческая функция и функция обеспечения прав и свобод граж-дан.
Рассмотрим содержание классификации функций государства на внут-ренние и внешние.
Внутренние функции государства - это основные направления деятель-ности государства по решению задач внутри страны и общества. К внутрен-ним функциям государства относятся: политическая, организационно-правовая, экономическая, социальная, экологическая. Рассмотрим каждую функцию государства более подробно .
2. Функции современного государства
2.1 Функциональная направленность в деятельности современного госу-дарства
Термин «функция» является довольно универсаль¬ным и многоаспект-ным. «Функция» (от лат. «functio» - исполне¬ние, осуществление) использует-ся в следующих значениях:
1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств ка-кого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег).
2) В математи¬ке под функцией понимается зависимость одной величи-ны от другой.
3) В социологии функция - это роль, которую выполня¬ет определенный социальный институт или процесс по отно¬шению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
4) В лингвис¬тике - назначение, роль (иногда и значение) языковой еди-ницы или элемента языковой структуры .
Если обратиться к этимологии термина «функция», то можно отметить, что данный термин является одним из основных математических и общена-учных терминов. Идеи зависимости одной величины от другой появились еще в древности (так, ва¬вилонские ученые установили зависимость площади круга от изменяющейся величины радиуса) и нашли свое развитие и от-ражение в трудах ученых 17 века - Р. Декарта, И. Ньютона, П. Ферма. Сам термин «функция» был введен в оборот в 1694 году немецким ученым Г. Лейбницем, который под функцией понимал отрезок, длина которого меня-ется по какому-нибудь закону.
Для науки теории государства и права вопрос опре¬деления функций государства является определяющим. При¬чем категория «функции государ-ства» диалектически связана с такими категориями как «функции права», «функции государст¬венных органов», «функции государственной власти». Да и в целом, стоит признать, что без уяснения сущности функций государ-ства довольно сложно полноценно определить место и значение науки тео-рии государства и права.
В функциях государства проявляется сущность госу¬дарства, его соци-альное назначение. Путь к познанию сущно¬сти государства проходит через познание его функций. Весьма ценным в этом плане является суждение Л.И. Каска, который писал: «Познание функций является предпосылкой познания главного и определяющего в государстве, выявления его соци¬ального смыс-ла, того, что оно есть само по себе в отличие от других социальных явлений, т.е., иначе говоря, его сущности» . Функции государства обуславливают его структуру, то есть всю совокупность взаимосвязанных и взаимообусловлен-ных средств, приемов, способов и закономерностей организа¬ции элементов государства как сложной системы. Проблема функций государства тесно связана с закономерностями его возникновения, развития и отмирания.
Большое внимание изучению функций государства от¬водилось совет-скими учеными. И.С. Самощенко одним из первых сформулировал опреде-ление функций государства: «Функции Советского государства есть его со-циальное назначение внутри и вне страны» . Можно долго рассуждать на тему недос¬таточной развернутости предложенного определения, однако за-слугой автора является определение функций государства именно через его социальное назначение. И, действительно, функции государства есть ни что иное, как предназначение госу¬дарства для общества в конкретный историче-ский период разви¬тия, выраженное в различных направлениях его деятель-ности.
В учебной литературе советского периода можно встретить следующее определение функций государства: «Функции социалистического государ-ства - это основные на¬правления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели по по-строению социализма и коммунизма» .
Среди авторских подходов к теории функций государ¬ства можно вы-делить следующие. Л.И. Каск отмечал, что функ¬ции государства - это «такие стороны содержания его деятель¬ности, которые характеризуют его классо-вое и общесоциальное назначение» . По мнению В.М. Корельского, функ-ции - это основные стороны деятельности социалистического госу¬дарства как внутри страны, так и во вне ее. Они определяются классовой сущностью, со-циальным назначением и основными задачами, стоящими перед государ-ством на том или ином этапе его развития .
Н.В. Черноголовкин предложил рассматривать функ¬ции социалистиче-ского государства как «выражающие классо¬вую сущность основные направ-ления (и стороны) в его дея¬тельности по решению исторических задач, стоя-щих перед госу¬дарством на главных этапах его развития» .
2.2 Выражение сущности современного российского государства в его функциях
В данный современный период Российскому государству присущи сле-дующие функции. К внутренним функциям относятся: экономическая, поли-тическая, экологическая, социальная, а также функция поддержания право-порядка, охраны прав и свобод человека и гражданина. Среди внешних функций выделяют следующие функции: обороны, поддержания мирового порядка, сотрудничества с другими государствами в разных сферах, по ре-шению глобальных проблем человечества и интеграции в мировую экономи-ку.
В современном Российском государстве существенные изменения про-изошли во внешних функциях, некоторые функции вовсе перестали суще-ствовать так, например, функция сотрудничества с социалистическими стра-нами, помощи развивающим странам и народам. А некоторые функции наоборот успешно развиваются такие как функция обороны страны. Стоит также отметить, что появились и новые функции, которые ранее не существо-вали, одной из них является функция интеграции в мировую экономику, она представляет собой участие в интернационализации мировой экономики, формировании мирового рынка, в установлении и развитии равноправных экономических, политических и других отношений всех государств мирово-го сообщества.
Характеризуя экономическую функцию современной России следует отметить, что одной из важных задач является реформирование и создание более развитой, отвечающей нынешним условиям экономической и хозяй-ственной системы.
Содержание экономической функции составляют следующие факторы:
- разработка государством основных направлений развития эко-номики страны;
- законодательное регулирование экономических процессов в стране; обеспечение условий для развития всех форм собственности; кон-троль за расходованием государственного бюджета;
- принятие мер относительно невмешательства государственных органов без необходимых оснований в экономическую деятельность частных предпринимателей и т. д.
Заключение
Функции как основные направления деятельности государства принято в доктрине классифицировать исходя из таких критериев как характер госу-дарственного воздействия на общественные отношения на охранительные и регулятивные; по сфере деятельности - на внешние и внутренние функции; на основе важности для общества - на основные и неосновные; по времени дей-ствия - на постоянные и временные.
Деятельность, на которую направлена внушительная часть материаль-ных средств, и те стороны государства, которым уделяется большое коли-чество внимания - это и есть основные направления деятельности государ-ства.
Основные направления деятельности государства могут существенно отличаться друг от друга, но есть такие, которые одинаковы для всех госу-дарств.
Чаще всего, основные направления деятельности государства называ-ются функциями государства. Их главное сходство в том, что основные направления и функции зависят от задач, которые стоят перед государством.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. - 1993. - № 237.
Научная литература
2. Абазьева М. П. Основные проблемы малого предпринимательства в России // Вопросы экономики и управления. 2019. № 3 (19). С. 23-27.
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л., 2004. 584 с.
4. Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С. 54-58.
5. Болгов В.А., Шуваева Ю.В. Функции государства: классификация, роль и характер в разные периоды в Российской Федерации // Территория науки. 2017. № 3. - С.169-173.
6. Васильев С.А., Зенин С.С. Народ и государство: конституционно-пра¬вовая парадигма взаимодействия // Государственная власть и местное само¬управление. 2019. № 10. С. 3-8.
7. Гаско А.В., Орлова М.В. Внутренние и внешние функции государства (основные и второстепенные) // Социально-экономические аспекты развития современного общества. 2017. - С.28-34.
8. Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики : дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 204 c.
9. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969. 64 c.
10. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник. 3-е изд., доп. М.: Экзамен, 2006. 477 с.
11. Корельский В.М. Общая теория социалистического государства. Учебное пособие (цикл лекций). Свердловск, 1970. 200 с.
12. Кравченко И.И. Государство и общество // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 19-35.
13. Красин Ю.А. Государство и общество: сдвиги во властном поле // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. С. 51-58.
14. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993. № 6. С. 98-101.
15. Насриддинова Н.Ф. Сущность и функции государства // Право и государство: теория и практика. 2020. № 4 (184). С. 79-81.
16. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управ¬ления. В 2 т.: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. Т. 1. 479 с.
17. Плетников В.С., Плетникова М.С. Особенности интерпретации понятия «государство» в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 78.
18. Пожарский Д.В. Охранительная функция государства (теоретико-методологические проблемы): дисс. ... д-ра. юрид. наук. М., 2014. 418 c.
19. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. 559 с.
20. Романенкова, Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций // Е.Н. Романенкова. Москва: Проспект, 2015. - 95 с.
21. Ромашов Р.А. Теория государства и права. М.: Издательство Юрайт, 2019. 642 с.
22. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3. С. 81-91.
23. Сморгунов Л.В. Партисипаторная государственная управляемость: платформы и сотрудничество // Власть. 2019 Т. 27. № 5. С. 9-19.
24. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник / О.В. Старков, И.В. Упоров; под общ. ред. О.В. Старкова. 4-е изд. Москва: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 371 с.
25. Теория государства и права в схемах: учебное пособие для бакалавриата и специалитета. М.: Издательство Юрайт, 2019. 447 с.
26. Теория государства и права. В 2 т. Т. 1. Общая часть : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. П. Альбов [и др.]; под общ. ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. М.: Издательство Юрайт, 2016. 134 с.
27. Черепанов В.А. Народ и государство: о доктринальном толковании кон¬ституционной модели //Журнал российского права. 2019. № 1. С. 129-141.
28. Чернова Э.Р., Багин А.А. Формы осуществления функций государства публичными органами власти// Аллея науки. 2017. Т. 2. № 11. - С. 438-441.
29. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. 216 с.
30. Чернышов А.Г. Современное государство: последний левиафан, фантом или мессия? // Власть. 2017. Т. 25. № 5. С. 57-67.